В степи необъятно широкой
Курганы-могилы стоят
И тайну эпохи глубокой
Великую в недрах хранят.
А каменные бабы чуть надменно
На все взирают молча и лукаво.
О, сколько бы могли они поведать,
Но уст не разомкнуть. Ах, боже правый!
Евграф Савельев.
Исторические памятники в нашем селе.
О том, что наш край никогда не был безлюдным, говорят многочисленные курганы, разбросанные по степи, да каменные бабы, стоявшие, как стражи, на их вершинах... Еще несколько десятилетий назад эти каменные изваяния, столь же загадочные, как и статуи острова Пасхи, можно было встретить не только в музеях, но и в нашем крае.
На территории нашего села есть исторический памятник 10 века - это каменная фигура половецкой бабы. Половцы появились на Дону в 10 веке. Они пришли с острогов Алтая и принесли с собой особые, отличавшиеся от местных, обычаи и религиозные верования. Ученые считают, что на вершинах холмов они устраивали святилища, территорию вокруг которых обкладывали камнями, а в центре ставили каменную фигуру. Название такого места на их языке звучало как «баба», отсюда - и название памятника.
Длительное время казаки были единственной силой на юге страны, которая не только оборонялась, но и атаковала базы турецко-татарской агрессии против России. Много было пролито казачьей крови, по всей степи раньше стояли братские могилы, но время сравняло их с землей. Немало интересных людей видел наш край, много историй, печальных и веселых, героических и обыденных пережили наши предки за два с половиной века. Воспоминания и легенды передавались от поколения к поколению.
В казачьих поверьях степную ковыль - траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков –казаков. Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят ее в дом. Наши предки, веками жившие рядом с ковылем, никогда его не рвали ради простого интереса. Может быть из - за того, что с незапамятных времен в народе существовало поверье, кто сорвет ковыль и принесет его в жилище, того в скором времени постигнет несчастье. Это поверье сохранилось с тех времен, когда как только зацветал ковыль, на нашу землю устремлялись иноземные конники. И стоял тогда плач и стон на многие версты. Так ковыль началом цветения предупреждал о надвигающемся несчастье. Это растение и помогало бороться с врагами. Во время цветения ковыля в степи было недостаточно корма для лошадей. Вместе со скудным кормом вражеские лошади поедали и часть ковыля. Острые зерна этого растения втыкались в языки лошадей. После чего развивалось заболевание, которое очень трудно лечилось. Лошади не могли уже полноценно питаться. В результате слабели и погибали. Так ковыль помогал от набегов врагов.
«В истории Примиусья известны и редкие природные явления, о которых хочется сказать особо. 11 января 1838 года в холодное раннее утро жители Примиусья и всего Приазовья услышали, как в домах загремела посуда, стали подпрыгивать стулья и столы, в сараях замычал скот, во дворах метались перепуганные собаки. Это было землетрясение. Затем землетрясение было отмечено ещё раз в начале Первой мировой войны, но значительно меньшей силы. На этот раз в ночной тишине только позвякивала посуда.
А 17и 18 июня 1908 года жители Примиусья наблюдали красивое, но очень редкое в наших географических широтах явление - северное сияние. Об этом необыкновенном явлении писала газета «Приазовский край» от 5 июля 1908 года. Затем оно повторилось только летом 1941 года. Как видно из статистики, в наших краях аномальные явления повторяются примерно один раз в сто лет».