В нашем
селе Троицкое находится один из красивейших памятников архитектуры:
Крестовоздвиженский
храм (трехпрестольный).
Чтобы выяснить историю создания Крестовоздвиженского
храма, инициативная группа проекта провела опрос жителей села Троицкого,
обратилась к работникам ГАРО г. Таганрога и г. Ростова. В библиотечном отделе
ГАРО г. Ростова сотрудники помогли подобрать нужную литературу, благодаря
которой мы узнали, что в нашем селе было две
церкви. Одна стояла на месте нынешней средней школы. Была она деревянная,
небольшая. Но прихожан в ней всегда было много. Здание церкви было сожжено
после революции 1917 года. К сожалению, нам так и не удалось найти фотографию
этой церкви. Но, благодаря найденным документам, мы смогли создать
историю Троицкого Крестовоздвиженского храма.
«Крестовоздвиженский храм (трехпрестольный) был
построен в конце 20-х годов 19-го столетия.
Основной строительный материал - природный камень, соединявшийся особым
раствором, в состав которого входил яичный белок. В 1922 году церковь была подвергнута разрушению и использовалась как
зернохранилище. В 1941 году, во время немецкой оккупации, в храме содержались
русские в/пленные и раненые. Во время боев за освобождение села в 1944 г. были
полностью разрушены купол и колокольня храма. Через несколько лет после войны
был проведен частичный ремонт и в правом приделе стали совершаться
Богослужения. В 1953 г. Митрополитом Ростовским и
Новочеркасским Вениамином (Федчинковым) был освящен
центральный придел в честь Воздвижения Креста Господня. В период с 1977 по 1988
годы храм был полностью отреставрирован.» (hramkrestov.oxnull.net )
«В те не столь далёкие времена, чтобы поселение получило статус села, в нем
обязательно должна была быть церковь, только в этом случае оно могло называться
селом.
Следует
отметить, что сооружение церкви в те времена считалось весьма престижным для
поселян делом, несмотря на то, что все тяготы строительства ложились на их
плечи. При этом необходимо было соблюсти
ряд условий, а именно: в селении должно было быть не менее ста дворов,
строительство велось на средства прихожан, надо было получить разрешение
епархии и т.д. Зато селение с церковью имело более высокий статус.»
(ЭМИЛЬ СОКОЛЬСКИЙ- критик, литературовед Член редколлегии журнала
«Ковчег» (Ростов-на-Дону)
История нашего храма.
Всего через пятнадцать лет богослужения перенесли в молитвенный дом:
прогнили подвалы, протекал потолок, и церковь с богатым иконостасом в любой
момент могла рухнуть. За три года выстроили другую, на каменном фундаменте, с
колокольней и оградой.
Новую, трёхпрестольную каменную во имя Воздвижения Креста Господня возвели
в 1830 году, – по-столичному броско, величественно, в модном ампирном духе: по
обе стороны «дворцовые» сглаженные ризалиты (выступающие части здания во всю
его высоту), повсюду мы решили найти ответ на вопрос: «Почему наш храм
Крестовоздвиженский?»
В библиотеке им. А.П. Чехова в ежегодном литературно-художественном приложении к газете
«Ковчег Кавказа». Издатель: ООО «Орбита», А.К. Мацанов. Ростов-на-Дону.2002—2005. мы нашли статью Эмиля Сокольского «Праздник в Троицком», в которой
он описывает удивительную историю нашего храма:
Церковь освятили в апреле следующего года, но не во
имя Троицы, а во имя Сошествия Святого Духа. – даже на круглом широком барабане
– сдвоенные пилястры, небольшой праздничный фронтон над папертью, длинные
решётчатые окна, башенка колокольни в четыре проёма; и при этом – образцовая
чистота стиля. Но всё же давал о себе знать провинциальный почерк автора
проекта: утяжелён и велик барабан, приземиста и несколько занижена колокольня,
и как результат – явная статичность здания храма, составляющего с колокольней
одно целое. Что не мешало, конечно, быть ему достойным украшением
живописного уголка Приазовья, слободы «многолюдной, с населением промышленным и
зажиточным», как сказано в историко-статистическом описании Екатеринославской
епархии за 1880 год.
«Крестовоздвиженская церковь и по сей день
украшает село Троицкое, ничего с ней не сделалось более чем за полтора века! Я
расспрашивал бабушек о том, как жила она в советское время – одни говорили:
никогда не закрывалась, другие – ненадолго закрывали в войну, и чуток после
войны; и военнопленных немцы в ней держали, и склад был. Но даже когда колхоз
«Россия» сваливал по углам зерно, всё равно на свободной половине проводили
службу.
В 80-е годы стены покрыли новыми росписями (старые поблёкли),
а пол выложили плиткой. Недавно провели отопление Интерьер церкви мне
запомнился синими тонами росписей, гневными ликами евангелистов, трёхъярусным
позолоченным иконостасом, сводами колонн, чистой, здоровой, возвышенной
праздничной атмосферой. («Знаем, что стоит наша церковь, такая красивая, и
оттого на душе всегда праздник», – сказала мне пожилая прихожанка). Молодцы
жители, сберегли, сохранили святое место.»
Эмиль Сокольский «Праздник в Троицком»
«Ковчег». Альманах. Ежегодное
литературно-художественное приложение к газете «Ковчег Кавказа». Издатель:
ООО «Орбита», А.К. Мацанов. Ростов-на-Дону.2002—2005
«До 1769
года, пока не образовалась Средняя слобода, здесь стояла военная застава,
прикрывавшая Таганрог с тыла. И теперь при выезде из села Троицкого хорошо
заметна полынная горка с плоской вершиной – с неё далеко видны примиусская
низменность и размашистое предместье Верхней слободы, или села Покровского. А
Нижняя слобода просматривается с южного края Троицкого: она узнаётся по церкви,
так же как ориентиром Троицкого со стороны Нижней служит его собственная
церковь.
Нижняя,
Средняя и Верхняя слободы – Николаевка, Троицкое, Покровское – как встарь, друг
у друга на виду. Они немного похожи; ещё можно встретить в них одну-другую
«запорожскую» хату с высокой открытой галерейкой под козырьком крыши.
Троицкое из
трёх сёл самое малое, оно растянуто вдоль дороги немного в стороне от реки, и
засажено довольно однообразно, – в основном, акациями (и единственный, за
пересохшим ручьём, сквер – тоже сплошь акации). Однако побывать здесь стоит и
ради исторических воспоминаний, и ради замечательной церкви, для наших краёв
редкой, а для небольшого села – на удивление монументальной и торжественной.
Издали-то она видна, а вот проходя или проезжая рядом, её синий купол и не заметишь за невысокими крышами домиков и верхушками деревьев. Но и хорошо, что она в стороне от местной трассы, на краю большого травяного поля, и прижимается к тихой улице: так, среди домиков, в низеньком булыжном ограждении, при акациях и серебристом тополе, она выглядит уютно и тепло, как сто лет назад.